Разъяснения

30

О правах граждан предпенсионного возраста при определении пособия по безработице

Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 550-ФЗ внесены изменения в статью 10 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», которыми гражданам предпенсионного возраста предоставлено равное право на получение пособия по безработице с учетом того максимального размера, который установлен для данной категории лиц на соответствующий календарный год, независимо от даты признания таких граждан безработными.

Закон принят во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 17 марта 2022 года № 11-П, признавшего часть 1 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» не соответствующей Конституции РФ.


Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность

Уголовное законодательство предусматривает ответственность совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений в виде лишения свободы (статья 150 УК РФ).
Под «вовлечением» понимаются активные действия, которые привели к появлению у несовершеннолетнего желания совершить одно или несколько преступлений или участвовать в них. В качестве способов склонения могут применяться уговоры, обещания и уверения в безнаказанности, обман, угрозы и запугивание. Например, обещания могут быть связаны с получением в будущем денег, какого-либо имущества, в т.ч. похищенного во время преступления.
Обман может заключаться в сообщении заведомо ложной информации относительно совершаемого преступления и его последствий, например, об отсутствии ответственности за содеянное. Под угрозой понимаются действия лица, направленные на запугивание несовершеннолетнего причинением вреда ему или его близким в случае отказа от совершения преступления.
Повышенная уголовная ответственность за вовлечение детей в совершение преступлений предусмотрена для родителей, педагогов и иных лиц, на которых законом возложены обязанности по их воспитанию.

Внесены изменения в статью 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

Смягчена административная ответственность за нарушение правил движения крупногабаритного транспортного средства.
Предусмотрено, что административная ответственность за правонарушение, выражающееся в движении крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, не наступает в случае, если правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Что делать, если неизвестно место проживания родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов

Родитель, являющийся взыскателем алиментов, вправе инициировать процедуру признания безуспешно разыскиваемого должника (другого родителя) безвестно отсутствующим для последующего оформления пенсии по потере кормильца на детей.
На основании ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества при условии, что совершенные им иные исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника, его имущества.
Если в течение 1 года со дня получения последних сведений о должнике его местонахождения не будет установлено, родитель – взыскатель алиментов вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Установленное в ходе исполнительского розыска должника имущество, обращается в счет погашения задолженности по исполнительному производству.
Решение суда об удовлетворении заявления взыскателя о признании должника безвестно отсутствующим не освобождает его от оплаты алиментов, однако является основанием для назначения несовершеннолетним детям пенсии по потере кормильца.

Изменение КоАП РФ в части дополнения административной ответственностью за нарушения законодательства в сфере информации и рекламы

Федеральным законом от 17.02.2023 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новой статьей 13.40.1 «Неисполнение обязанностей владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию».
Так, согласно статьи 12.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» проводится исследование объема аудитории информационных ресурсов, используемых для распространения общедоступной информации в российском сегменте сети «Интернет» и включенных в формируемый Роскомнадзором реестр.
Владелец такого информационного ресурса, обязан обеспечить уполномоченной организации возможность проведения исследований путем установки программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для исследования объема аудитории, и (или) путем предоставления данных, необходимых и достаточных для проведения исследований.
Кроме того, Федеральным законом от 17.02.2023 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматриваются меры административной ответственности за неисполнение рекламораспространителями и операторами рекламных систем обязанностей, связанных с распространением социальной рекламы, изменения внесены в ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» КоАП РФ.
Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламораспространители, распространяющие в российской сегменте сети «Интернет» рекламу на принадлежащих им информационных ресурсах, доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч российских пользователей, а также оператор рекламной системы, которому рекламораспространитель на основании договора предоставил возможность распространять рекламу на принадлежащем такому рекламораспространителю информационном ресурсе обязаны направлять оператору социальной рекламы определенные федеральным законом сведения, а также распространять на принадлежащих вышеуказанному рекламораспространителю информационных ресурсах без взимания платы социальную рекламу на условиях, установленных федеральным законом.
Неисполнение обязанностей владельцами информационного ресурса, рекламораспространителями и операторами рекламных систем влечет наложение административного штрафа.

Образовательные организации обязаны размещать информацию об организации питания на официальном сайте в сети «Интернет»

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 12.01.2022 № 24 внесены изменения в Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831.
Любой родитель путем выхода на официальный сайт образовательной организации может получить информацию об условиях питания своего ребенка, ознакомиться с меню ежедневного горячего питания, узнать о наличии диетического меню в образовательной организации, ознакомиться с поставщиками пищевой продукции, с изготовителями
Кроме того, родители могут вносить свои предложения и задавать интересующие вопросы по теме.
Указанная информация должна содержаться в подразделе «Организация питания в образовательной организации».

Об удержаниях из заработной платы и иных доходов должника

На основании принятого судом решения судебные приставы-исполнители имеют право наложить арест на счет гражданина или взыскать денежные средства, содержащиеся на счете.
Согласно статье 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» со счета должника могут удерживаться не более 50% доходов. Удержание денежных средств завершится только после полного выполнения требований, указанных в исполнительном документе пристава.
Данное ограничение не действует в случаях, если:
• взысканию подлежат алименты,
• требуется возместить причиненного здоровью человека вред,
• необходимо возместить вред в случае гибели кормильца семьи,
• возместить похищенные средства или материальный ущерб в результате совершения преступления.
При таких условиях из доходов должника удерживается до 70% средств.
Процент удержаний может быть снижен, если в семье имеются несовершеннолетние дети (до 30%), ребенок находится на воспитании одного из родителей, отца или матери (до 25%).
Гражданин в праве обратится с заявлением об уменьшении процента удержания в службу судебных приставов.

Ответственность должника за неисполнение требований законодательства об исполнительном производстве

Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на должника возложены обязанности, за неисполнение которых он может быть привлечен к административной ответственности.
Так, должник обязан выполнять законные требования судебного пристава-исполнителя, представлять достоверные сведения о своих правах на имущество, сообщать об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.
В случае невыполнения данных требований закона должник может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.14 КоАП РФ.
Санкцией указанной нормы предусмотрена ответственность в виде административного штрафа: на граждан в размере от 1 тысячи до 2,5 тысяч рублей; на должностных лиц от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц от 30 тысяч до 100 тысяч рублей.

Основания лишения родительских прав как наиболее строгая мера ответственности родителей.

Права и обязанности родителей, меры ответственности в случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей регламентированы главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим. Основаниями к лишению родительских прав являются:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
- злоупотребление своими родительскими правами;
- жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
- наличие хронических заболеваний - алкоголизм или наркомания;
- совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Применение такой меры допускается в случае невозможности защитить права и интересы детей иным образом и только в судебном порядке. Дела указанной категории рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства. Правом на обращение в суд с исковым заявлением о лишении родительских прав обладают: родители независимо от того, с кем из них проживает ребенок; лица, заменяющие родителей (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели); прокурор; орган или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
К юридически значимым обстоятельствами, подлежащим установлению в целях разрешения вопроса об ответственности лица, в отношении которого рассматривается иск о лишении родительских прав, относятся: факты, подтверждающие (опровергающие) отсутствие заботы о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей, их материальном содержании, а также предупреждался ли ранее ответчик о недопущении злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей и о возможном лишении его родительских прав, применялись ли к нему меры административной и уголовной ответственности.
В исключительных случаях при доказанности виновного поведения родителя суд с учетом характера его поведения, личности и других конкретных обстоятельств, а также с учетом интересов ребенка может отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав и предупредить ответчика о необходимости изменения своего отношения к воспитанию детей. Отказывая в иске о лишении родительских прав, суд при наличии оснований, вправе принять решение об ограничении родителя в родительских правах, если этого требуют интересы ребенка.
При рассмотрении дела о лишении либо ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

Порядок доставки страховой пенсии.

18.03.2023 Федеральным законом № 76-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «О страховых пенсиях», «О почтовой связи» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Так, с 01 мая 2023 года доставка страховой пенсии, выплачиваемой наличными средствами, будет производиться исключительно организациями федеральной почтовой связи.
Законодательством предусмотрены два способа доставки страховой пенсии по выбору пенсионера: через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации федеральной почтовой связи путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации федеральной почтовой связи.
Законом исключена обязанность АО «Почта России» проводить идентификацию клиента - физического лица при осуществлении почтовых переводов в пользу юридических лиц и ИП в целях оплаты товаров, работ и услуг, а также в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления и учреждений, находящихся в их ведении, если сумма денежных средств по почтовому переводу не превышает 15 тыс. рублей.
Кроме этого, документом уточнено, что к организациям федеральной почтовой связи относятся также иные организации почтовой связи, перечень которых определит Правительство Российской Федерации, и установлен запрет на реализацию государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости.

С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Закон дополнен статьей 36.3 в соответствии с которой в выписке из ЕГРН не будут указаны персональные данные собственника: его фамилия, имя, отчество и дата рождения. Она станет обезличенной: например, в поле «правообладатель» будет указано просто «физическое лицо». Станет сложнее узнавать, кому именно принадлежит жилье, перед его покупкой или арендой.
Получить выписку с личными данными смогут только:
- владелец недвижимости и её совладельцы;
- его супруг или супруга;
- арендатор в отношении арендодателя и наоборот (только если есть запись о госрегистрации договора аренды в ЕГРН);
- наследники на объект наследства;
- залогодержатель на предмет залога (например, банки в отношении ипотечных квартир);
- нотариусы, кадастровые инженеры и представители госорганов — только по рабочему запросу;
- некоторые другие лица, которые имеют отношение к объекту недвижимости.
Также владелец недвижимости сам сможет открыть доступ к своим личным данным в выписке из ЕГРН для всех.

Изменения, касающиеся порядка предоставления коммунальной услуги газоснабжения.

Жилищный кодекс Российской Федерации 18.03.2023 Федеральным законом № 71-ФЗ дополняется новой статьей 157.3, которой закрепляются условия предоставления коммунальной услуги газоснабжения.
В частности законодательством предусматривается, что коммунальная услуга газоснабжения собственникам помещений и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, а также собственникам жилых домов предоставляется газоснабжающей организацией при условии обязательного осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме и технического обслуживания внутридомового газового оборудования в жилом доме в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме осуществляются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в таком доме.
Техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме осуществляется специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, заключенного с каждым собственником помещения и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме, если общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме не принято решение об определении лица, которое от имени указанных собственников и нанимателей уполномочено на заключение договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме.
Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в жилом доме осуществляется на основании договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенного собственником жилого дома со специализированной организацией.
Указанные изменения вступят в законную силу 1 сентября 2023 года.

Внесены изменения в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральным законом от 14.04.2023 № 135-ФЗ внесены изменения, уточняющие понятие первой помощи и правила ее оказания.
Первая помощь в законе определена как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи.
Она оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, в том числе сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также самими пострадавшими (самопомощь) или находящимися вблизи лицами (взаимопомощь) в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Минздрав России утвердит порядки, в соответствии с которыми оказывается первая помощь, а также установит требования к комплектации аптечек для ее оказания с применением медицинских изделий и (или) лекарственных препаратов.
Изменения вступят в силу с 1 марта 2024 года.

Федеральным законом от 19.12.2022 № 545-ФЗ закреплена обязанность работодателей оплачивать проезд вахтовиков до места работы и обратно.

Вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха. Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте до 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, а также лица, имеющие противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии с медицинским заключением.
Статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом. К ним отнесены: надбавка за вахтовый метод работы, районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, дополнительный оплачиваемый отпуск и др. Федеральным законом от 19.12.2022 № 545-ФЗ в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым закреплена обязанность работодателей оплачивать проезд вахтовиков до места работы и обратно.
Начиная с 01.03.2023 доставка вахтовиков от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно осуществляется за счет средств работодателя.
Работодатель может компенсировать работнику, работающему вахтовым методом, расходы на оплату стоимости его проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора. Размер и порядок компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.

Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

В пределах Оренбургской области леса расположены на территории свыше 720 тысяч гектар. В 2022 году на территории области произошло 87 лесных пожаров на общей площади до 1 тысячи гектаров. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие действия которых возникает более 80% лесных пожаров.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 11.04.2023 № 348-пп «О мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории Оренбургской области в весенне-летний период 2023 года» на территории области с 17.04.2023 установлено начало пожароопасного сезона.
Приказом министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 28.03.2023 № 129 на территории Оренбургской области объявлен период пожароопасного сезона в лесах.
В соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
- использовать открытый огонь в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных
от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло; выполнять работы с открытым огнем на торфяниках; применять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
- выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м;
- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- засорение леса отходами производства и потребления.
Аналогичные запреты установлены Правилами противопожарного режима
в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
В соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность:
- уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ) – максимальный штраф до 3 млн рублей либо лишение свободы на срок до 10 лет;
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) – максимальный штраф до 1 млн рублей;
- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) – максимальный штраф до 1 млн рублей, административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно статьи 30 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
В соответствии со статьей 13.1 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 № 489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» (далее - Закон) за нарушение установленных на период действия особого противопожарного режима дополнительных требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативным правовым актом Оренбургской области и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до 2 тысяч рублей, на должностных лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 14.2 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 № 489/55-III-ОЗ за несоблюдение установленного правилами благоустройства территории муниципального образования запрета на сброс, складирование, размещение мусора, отходов спила деревьев, а также листвы и других остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов Оренбургской области вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления Оренбургской области, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 4 тысяч до 6 тысяч рублей; на юридических лиц - от 15 тысяч до 45 тысяч рублей.
Прокуратура Оренбургской области настоятельно предостерегает граждан от нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.


Вступили в законную силу поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающиеся запрета допускать к пассажирским перевозкам лиц, имеющих судимость за определённые преступления.

Согласно Федеральному закону от 11.06.2022 № 155-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 марта 2023 года нельзя привлекать к пассажирским перевозкам судимых по ряду статей.
Нельзя нанимать для управления такси сотрудника с судимостью:
- за убийство;
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
- грабеж или разбой;
- преступления против половой неприкосновенности;
- средней тяжести и более тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности.
Работать на общественном транспорте не смогут судимые или преследуемые:
- за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности.
При приеме от соискателя нужно требовать справку об отсутствии судимости или преследования по указанным составам. Если от правоохранительных органов поступят данные, что сотрудника преследуют за такие преступления, его нужно будет отстранить от работы до решения по делу.
От сотрудников, состоящих в штате по состоянию на 1 марта 2023 года, нужно не позднее 1 сентября 2023 года получить справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, он подлежит увольнению в связи с ограничениями на занятие определенными видами труда.

Вступили в законную силу изменения в законодательстве о транспортной безопасности, касающиеся порядка и требований, предъявляемых к сотрудникам транспортной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2049 «Об утверждении правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу» (далее - Правила) регламентированы порядок и требования, предъявляемые к сотрудникам транспортной безопасности.
В частности, работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, не соответствующие требованиям, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Такие работы не вправе выполнять лица:
- имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
- страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
- досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного поступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
- в отношении которых имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
- включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
- подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Правила вступили в силу с 01.03.2023 и действуют до 01.03.2029.

Что такое фишинг и как от него защититься

Фишинг это вид интернет-мошенничества, который используется для кражи конфиденциальных данных человека.
Для этого злоумышленники рассылают сообщения с вредоносными ссылками. По ссылке вас может ждать вирус, троянская программа, фишинговый сайт, с помощью которых мошенники украдут ваши логин и пароль, реквизиты банковской карты, информацию об устройстве и другие личные данные.
Мошенники могут прислать фишинговую ссылку:
• в сообщении в социальных сетях или мессенджере от имени незнакомого человека или знакомого, взломав его аккаунт;
• в электронном письме от имени якобы реального интернет-магазина, банка, государственного учреждения или другой организации;
• в электронном письме от имени вымышленных организаций. Часто в таких письмах обещают выигрыш;
Обычно злоумышленники формулируют тему письма так, что на него хочется отреагировать, например: «Ваш аккаунт заблокирован», «Срочное сообщение от банка», «Привет! Отправляю обещанные фотографии».
Чтобы защититься от фишинга:
• не открывайте сомнительные письма о крупных выигрышах, легких викторинах, лотереях и одобренных кредитах;
• не загружайте вложенные файлы из сообщений, которых вы не ожидали;
• не переходите по ссылкам от незнакомых людей, а если ссылку прислал человек, которого вы знаете, позвоните ему и убедитесь, что это он отправил вам сообщение;
• если пришло письмо о том, что вам положена какая-то выплата, возьмите паузу и проверьте информацию в официальных источниках;
• внимательно проверяйте адресную строку сайта, на котором просят ввести ваши данные, — название поддельного сайта может отличаться от настоящего на один-два символа;
• не вводите свои персональные данные и данные вашей банковской карты на сомнительных сайтах;
• всегда проверяйте электронный адрес, с которого пришло письмо. Если он отличается от известного вам адреса магазина, банка или другой организации хотя бы одним символом, не открывайте письмо. Если адрес вам не знаком, вы не ждете сообщений от новых адресатов, письмо лучше удалить;
• ошибки и плохой дизайн - признаки поддельного письма, но будьте внимательны, даже если все выглядит идеально;
• следите, чтобы QR-код был напечатан вместе с этикеткой или упаковкой. Если на месте оригинального кода приклеен другой, не сканируйте такой QR-код и сообщите о нем сотруднику магазина;
• при оплате с помощью QR-кода проверяйте, правильно ли указаны реквизиты организации, сумма, которую нужно оплатить, и другие данные в документе и на странице, открывшейся после сканирования кода. Если данные не совпадают, обратитесь в организацию, которая прислала документ, чтобы подтвердить его подлинность.
В случае совершения в отношении вас мошеннических действий незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы.

В какие органы обжалуются действия сотрудников банка

В силу статьи 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется Банком России.
В Оренбургской области действия сотрудников банка могут быть обжалованы в Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская д. 28, или в судебные органы.

Об уголовной ответственности родителей

За ненадлежащее воспитание, содержание, обеспечение безопасности несовершеннолетних родители (законные представители) наряду с гражданской и административной ответственностью несут уголовную ответственность.
Так, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает отдельные составы преступлений, ответственность за совершение которых может понести только родитель (законный представитель).
В частности, статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в соответствии с которой наказание может быть назначено виновному в виде штрафа в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до 440 часов, либо исправительных работ на срок до двух, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишен6ием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность родителей за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей с наказанием в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Расширен перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду

С 01.03.2023 распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2023 № 42-р дополнен перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду.
В перечень включены вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом.
Помимо вновь введенных технических средств реабилитации, в перечень включены:
- трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни;
- кресла-коляски с ручным приводом, с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные;
- протезы и ортезы;
- ортопедическая обувь;
- противопролежневые матрацы и подушки;
- приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов;
- специальная одежда;
- специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения;
- собаки-проводники с комплектом снаряжения;
- медицинские термометры и тонометры с речевым выходом;
- сигнализаторы звука световые и вибрационные;
- слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления;
- телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами;
- телефонные устройства с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом;
- голосообразующие аппараты;
- специальные средства при нарушениях функций выделения;
- абсорбирующее белье, подгузники;
- кресла-стулья с санитарным оснащением;
- Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государством гарантировано получение технических средств инвалидами за счет средств федерального бюджета.

Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется преимущественное право приватизировать арендуемое движимое имущество

С 1 марта 2023 года малый и средний бизнес, арендующий государственное или муниципальное движимое имущество, получит преимущественное право его выкупа.
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
- арендуемое движимое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;
- в указанном перечне в отношении такого имущества отсутствуют сведения об отнесении такого имущества к имуществу, не подлежащему отчуждению;
- на день подачи заявления такое имущество находится в их временном владении и пользовании или временном пользовании непрерывно в течение одного года и более в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- отсутствует задолженность по арендной плате;
- сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ограничения при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих
Ограничения установлены ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которой:
- гражданин, замещавших должность государственной или муниципальной службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2-х лет после увольнения со службы может замещать на условиях трудового договора должности в организации или оказывать услуги по гражданско-правовому договору с оплатой более 100 тыс. руб. в месяц. При этом он обязан сообщить новому работодателю о последнем месте службы, чтобы тот в 10-дневный срок уведомил о заключении такого договора предыдущего работодателя. Неисполнение этого требования закона влечет административную ответственность работодателя по ст. 19.29 КоАП РФ, срок на привлечение к которой – 6 лет;
- если бывший госслужащий принимается на работу в организацию, в отношении которой он ранее осуществлял функции государственного (муниципального) управления, для трудоустройства он должен получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов бывшего работодателя. Неисполнение данного требования влечет расторжение трудового договора.
Данные ограничения не распространяются на случаи трудоустройства на новую государственную или муниципальную службу.

Изменения при расчете за вывоз твердых коммунальных отходов
С 1 марта 2023 года вступили в силу положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2022 № 2076, которыми предусмотрена возможность перерасчета услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Такой перерасчет возможен при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия.
Помимо указанного установлено, что акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу не представляется.
Для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО применяется формула, определенная постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2022 № 2076.