Сайт находится в стадии наполнения Ссылка на старый сайт: https://beta-tl.orb.ru/

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Муниципальное образование Ташлинский район Оренбургской области

Защита прав потребителей по-новому (часть 1)

16 Марта 2021
1
0

Защита прав потребителей по-новому (часть 1)

С 1 января 2021 года споров в магазинах станет больше - вступают в силу изменения в законодательство о защите прав потребителей. Такие изменения реально касаются каждого. И, конечно, лучше быть готовыми к ним заранее. В этой статье мы попытаемся разобраться: какие изменения ждут потребителей в новом году и чего от них ожидать?

 

В сентября 2020 года на портале законодательных инициатив появилось сразу два проекта, которые разом вносят изменения в самую, пожалуй, чувствительную область права - законодательство о защите прав потребителей.

Изменения предлагается внести сразу во все главные акты в этой сфере: Закон о защите прав потребителей (в статью 16), а также полностью заменить постановление правительства № 55 (правила продажи отдельных видов товаров) и постановление правительства № 612 (правила торговли дистанционным способом).

Изменений много, а комментариев к ним еще больше. Поэтому в первой части этой статьи мы рассмотрим изменения, которые вносятся в Закон, а во второй - в постановления.

Что нового в Законе о защите прав потребителей?

Требований к договору между продавцом (исполнителем) и потребителем становится больше. На сегодняшний день закон предъявляет 5 требований:

1.     договор не должен ущемлять права потребителей по сравнению с правами, предоставленными законом;

2.     если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению продавцом (исполнителем) в полном объеме;

3.     недопустимо продавать один товар (услугу) "в нагрузку" к другому;

4.     в течение гарантийного срока требования потребителя надо удовлетворять без каких-либо дополнительных условий;

5.     нельзя навязывать дополнительные работы или услуги и требовать их оплатить.

Так вот, к этим 5 требованиям предлагается добавить еще 12:

1.     продавец (исполнитель) не может отказаться от договора в одностороннем порядке, а

2.     потребитель может отказаться от договора в случаях, предусмотренных законом, и ограничить его в этом праве нельзя. Например, нельзя установить штраф за такой отказ;

3.     нельзя ограничить право потребителя на подачу иска в суд по месту жительства;

4.     продавец (исполнитель), который взял на себя обязательства сверх тех, что прописаны в Законе, не может от них отказаться;

5.     продавец (исполнитель) обязан принимать оплату от потребителя как наличными, так и картой МИР;

Данное требование обязательно только для продавцов (исполнителей) с выручкой более 20 миллионов рублей в год

6. нельзя снизить размер законной неустойки

законная неустойка составляет 1% в день по требованиям, связанным с продажей товаров, 3% в день по требованиям, связанным с оказанием услуг (считая от стоимости товара или услуги):

7. нельзя прописать в договоре основания для расторжения договора продавцом (исполнителем), которые не предусмотрены законом

ВАЖНО: досрочное расторжение договора и отказ от договора - разные понятия. И то, и другое дает возможность прекратить действие договора, но в разном порядке:

Отказ от договора - по инициативе одной из сторон во внесудебном порядке.

Расторжение договора - по инициативе одной из сторон, но лишь в судебном порядке. Законом предусмотрены следующие основания досрочного расторжения договора по инициативе продавца (исполнителя):

туроператор может потребовать расторжения договора в случае, если в стране, куда направляется турист, небезопасно (ст. 14 Закона "Об основах туристской деятельности");

банк может расторгнуть договор банковского счета, если на счету меньше денег, чем предусмотрено договором либо если по счету нет операций в течение года (п. 4 ст. 859 Гражданского кодекса)

8. нельзя заставить потребителя обращаться с претензией прежде, чем пойти в суд, если досудебный порядок не предусмотрен законом;

Досудебный порядок обязателен для потребителя в следующих спорах:

- при желании изменить или расторгнуть договор через суд (ст. 452 Гражданского кодекса). Однако, отказаться от договора можно в любой момент, уведомив об этом продавца (исполнителя);

- в спорах, связанных с договорами финансовых услуг (банковские депозиты, кредиты, брокерские договоры и т.п.). ВАЖНО: Такие претензии потребитель обязан направить не в банк, а финансовому омбудсмену (ст. 25 Закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг");

- споры по ОСАГО (Закон об ОСАГО);

- споры о перевозке грузов и пассажиров (кроме перевозок пассажиров железнодорожным и воздушным транспортом);

- споры с туроператорами (Закон "Об основах туристской деятельности");

- споры с Почтой России (ст. 37 Закона "О почтовой связи");

- споры с операторами связи (ст. 55 Закона "О связи")

9. потребитель вправе сам выбирать, какое именно требование предъявить продавцу (исполнителю) при обнаружении недостатков товара (услуги) по качеству, и договор не может ограничить его в выборе

Потребитель вправе по своему усмотрению потребовать возврата денег, уменьшения цены или устранения недостатков. Также можно потребовать заменить товар или, в случае с услугами, возместить расходы на устранение недостатков своими силами. (статьи 18 и 29 Закона о защите прав потребителей соответственно)

10. нельзя ограничить потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав

Свои требования потребитель вправе предъявить продавцу, в Роспотребнадзор, в прокуратуру или в суд

11. нельзя обязать потребителя доказывать в спорах то, чего потребитель не должен доказывать по закону

Например, по закону потребитель не обязан за свой счёт проводить экспертизу товара, чтобы доказать причину его поломки (ст. 18 Закона о защите прав потребителей)

12. нельзя включать в договор "иные условия, нарушающие закон"

Но и это еще не всё!

Отныне потребитель сможет потребовать от продавца (исполнителя) убрать из договора условия, которые ему не нравятся. Продавец, впрочем, не обязан такие условия исключать, но обязан ответить покупателю в течение 10 дней. То есть, стандартная ситуация, когда покупателю дают подписать типовой договор, в который невозможно внести изменения, перестает быть актуальной.

Вишенка на торте: персональные данные

Предлагается внести в Закон о защите прав потребителей изменения, согласно которым

Продавец (исполнитель) не вправе отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данныеза исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

Если потребитель не желает указывать свои персональные данные, то он вправе потребовать разъяснений: почему без его данных невозможно заключить или исполнить договор? Такие разъяснения продавец (исполнитель) обязан предоставить в течение 7 дней.

Значит ли это, что заказывая, например, товар в Интернет-магазине можно не указывать своего имени, номера телефона, адреса?

Не совсем.

Дело в том, что в Правилах продажи товара дистанционным способом (в новой редакции, п. 18) сказано, что продавец обязан заключить договор только тогда, когда возможно достоверно определить, кто покупатель.

Что с адресом? Ведь достоверно определить, кто покупатель, можно и без адреса. А доставить товар, не зная адреса, невозможно...

Этот вопрос не имеет ответа. По крайней мере, до тех пор, пока не сформировалась судебная практика. Полагаем, что стоит руководствоваться ст. 316 Гражданского кодекса:

обязательство предпринимателя передать товар или иное имущество должно быть исполнено в месте изготовления или хранения имущества, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства

То есть, не указал адрес при заказе в Интернете - забирай товар сам. Адреса интернет-магазинов обычно указываются на их сайтах.

Чувствуется, однако, что споров по этому поводу после вступления нововведений в силу не избежать...

Каждый может повлиять на содержание новых норм!

В этом канале мы, как правило, обсуждаем нормы права, уже вступившие в силу. Но этот случай особый. Нормы еще проходят общественное обсуждение. А это значит, что каждый из нас может внести свои комментарии и предложения.

Если после прочтения данной статьи у вас остались вопросы и предложения к содержанию новых норм о защите прав потребителей, их можно адресовать напрямую разработчикам. Возможно, какие-то из них будут учтены. Чем больше будет комментариев, тем труднее их проигнорировать. Я, например, оставил свой комментарий к положению о персональных данных, жду ответа.

Для участия в обсуждении проекта необходимо зарегистрироваться на портале законодательных инициатив. Сделать это не сложнее, чем зарегистрироваться в любом интернет-магазине. Или можно зайти через Госуслуги.

  • Защита прав потребителей по-новому (часть 1)